Зачем возвращали земли Саратовского авиазавода? Здесь мусор и собаки, а «Соколу» не дают гектар под оборонное производство

Об этом и многом другом шла речь на переговорной площадке “Авиационно-космический потенциал в развитии региона, страны, международных связей” в рамках Гражданского форума, инициированного областной Общественной палатой.

Тема авиапрома для Саратовской области болезненна и специфична. Слишком многое напоминает об утрате – уничтоженном в 2000-ые годы авиационном заводе, для которого не стал спасением ни статус стратегического предприятия, ни выпускавшийся еще в 90-ые надежный неприхотливый среднемагистральный лайнер Як-42.

Выступивший на встрече ветеран САЗа общественный активист Александр Бернадский напомнил о славном прошлом предприятия, подчеркнув, что за тридцать лет в стране не появилось нового российского гражданского самолета. Насквозь импортный Sukhoi Superjet 100 не считается, к тому же вместимость лайнера оставляет желать лучшего. Надежды на МС-21 сбудутся нескоро. По сведениям оратора, 90% его агрегатов и узлов – импортные, изготовление отечественных комплектующих происходит на импортном же оборудовании.

— До не давнего времени и материалы, из которых должен создаваться самолет, были импортными, сейчас крыло для МС-21 делает АО “Аэрокомпозит-Ульяновск”, но оно изготавливается на импортном оборудовании, — описал ситуацию ветеран авиазавода. – Мы были на производстве в Ульяновске, стоят японские линии, немецкие, для шлифовальных станков требуется песок строго из Австралии, и вот мешков с этим песком на заводе целый запас. Это я к тому, в какой глубокой яме мы находимся.

Александр Бернадский рассказал, как пробивал несколько лет идею изготовления в России подшипника, который используется в “Боингах” и “Аэрбасах”:

— Создатель этого подшипника – мой родной брат Марк Бернадский, проживающий в США. Подшипник способен выдерживать нагрузки в десятки раз выше, чем наши российские, и он сейчас, в условиях санкций, нам очень бы пригодился. Я писал министру промышленности РФ Мантурову, писал полпреду Бабичу, пытался заинтересовать наш подшипниковый завод. Везде отказы, мне Мантуров в 2016 году ответил, что выпускать такой подшипник экономически нецелесообразно, я этот ответ для себя так перевожу: русские руки ни на что не способны, русскими руками сделать ничего нельзя. Это большой федеральный чин так считает! В 2019 году я отдал весь пакет документов одному заводу в Томске, делает ли он что-то, я сказать не могу. На мой взгляд, в импортозамещении в России по-настоящему заинтересован только один человек – это Владимир Владимирович Путин.

Оживление в российском авиастроении возникло еще до начала СВО, когда авиапром начал всерьез готовиться к производству самолета МС-21. При этом было открыто большое госфинансирование, однако заводам-членам программы не хватало кадров и мощностей, чтобы освоить средства:

— От нашего завода “СоколЗАО “САЗ” мы в 2021 году побывали на ульяновском “Аэрокомпозите”, в “Авиастар СП”, — рассказал Бернадский на переговорной площадке. – И коллеги ульяновские нам пожаловались, что не хватает ни людей, ни оборудования, чтобы оперативно закрыть весь фронт работ, говорили, что готовы часть заказа на изготовление компонентов для МС-21 отдать к нам в Саратов. Я сразу обратился в наше министерство промышленности, но мне как-то вяло очень посоветовали съездить в Петровск, там есть какая-то территория особая. Но одно дело я туда пойду, а другое дело министерство даст команду подхватить объемы из Ульяновска. Ведь какая была возможность загрузить работой нашу промышленность! Петровский “Молот” какой год уже ищет загрузку? Хорошо, у нас в этом году такой ГОЗ, что ни на что другое сил не остается, но есть в Саратове и в области заводы, которые были бы очень рады принять заказы.

По мнению ветерана САЗа, финансы, выделенные на построение в РФ технологического суверенитета, пока что обходят Саратов и область стороной:

— Почему в Алабуге в Татарстане строят с нуля огромный механообрабатывающий центр, получили под это громадное финансирование? А в Ульяновск на авиапром какие деньги идут! Если бы наша власть в прошлом году постаралась Ульяновску помочь и взяла часть заказов, то, может, и мы бы сейчас вслед за этим городом получили объемы и деньги. А то Саратова будто не существует. Задал Вячеславу Викторовичу Володину в мае вопрос на прямой линии, когда в программу по возрождению отечественной авиации войдем? Мы работаем над этим, ответили мне.

Не дает покоя ветерану и ситуация с землями саратовского авиазавода:

— Это готовая площадка под промышленное производство, со всеми коммуникациями! Нам говорили, что на землях САЗа будет два технопарка: на месте котлована под “Икею” государственный, а на площадке бывшего аэродрома – частный. В итоге нет ни одного, территория зарастает мусором, на ней плодятся бродячие собаки, а когда мы, завод “Сокол” ЗАО “САЗ”, попросили себе один гектар, чтобы поставить дополнительные цеха, нам землю не дали! Нам цеха нужны под гособоронзаказ – все равно землю не дают. Почему Столыпинский технопарк для размещения промпредприятий землю дает где-то в Елшанке, где коммуникаций нужных нет, а земли САЗа зарастают бурьяном?

Отметим, что в областном центре и Энгельсе на авиакосмическую промышленность работает немало предприятий, если бы все они с таким же жаром защищали свои интересы на любых площадках, где только возможно, авиапром в регионе не ассоциировался бы в первую очередь с САЗом, криминалом и трагической судьбой.

Между тем, на площадке в Общественной палате были раскрыты и другие аспекты темы, связанные с авиацией. Замминистра транспорта Иван Козаченко рассказал о межрегиональных авиаперевозках, дотируемых из федерального и региональных бюджетов (34% — федеральная казна, по 33% — бюджеты регионов, которые связывает маршрут). Благодаря этой форме стали возможны такие маршруты, как Нижний Новгород — Казань – Екатеринбург – Махачкала и другие.

Директор по стратегическим коммуникациям аэропорта “Гагарин” Константин Романовский сообщил, что с 12 декабря из Саратова можно будет летать в Ереван, рейсы будет осуществлять авиакомпания из Республики Армения. Участники обсуждения пожелали видеть более разнообразной карту полетов из “Гагарина”, однако вопрос упирается в загрузку рейсов и экономическую целесообразность. “Гагарин” относится к аэропортам с пассажиропотоком порядка 1 млн человек в год, в то время как в Самаре, которую любят ставить в пример, годовой пассажиропоток – порядка 3 млн человек. Тем не менее, раньше саратовский аэропорт был на 45 месте по пассажиропотоку, а теперь уже на 30-м.


Источник новости www.business-vector.info

NewsMaker

Share
Published by
NewsMaker

Recent Posts

Светлана Черварцева, HR-специалист: «Люблю зиму за запах хвои и мандарин». В Екатеринбурге +1 градус

Пасмурно, небольшой снег. В понедельник, 19 декабря синоптики Гидрометцентра Свердловской области обещают +1 градус днем…

1 год ago

В Екатеринбурге презентовали путеводитель по Химмашу

В музее истории Екатеринбурга прошла презентация путеводителя по Химмашу. В нем представлены шесть маршрутов, раскрывающих…

1 год ago

Дети подарили челябинскому губернатору Текслеру синий блокнот для записи добрых дел

Школьники Миасского городского округа подарили губернатору Челябинской области Алексею Текслеру синий блокнот, чтобы он туда…

1 год ago

В Саратове на голову школьника упал обломок кирпича с козырька дома на Космодемьянской

Прокуратура в Саратове проверяет обстоятельства падения обломка кирпича на голову ребенка. Стало известно, что в…

1 год ago

Южноуральцам обещают резкие погодные изменения на предстоящей неделе

Средиземноморский циклон, который принес потепление и снегопады в Челябинскую область, продолжит господствовать на территории региона…

1 год ago

Саратовский “Автодор” сенсационно обыграл питерский “Зенит”

18 декабря, 20:09 ​Только что в Саратове баскетболисты "Автодора" победили действующего чемпиона Единой Лиги ВТБ…

1 год ago