Генеральный директор главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде (МКУ ГУММиД) Андрей Левдиков заверил, что основные перекрытия планируются не раньше лета 2023 года и на максимально возможный короткий срок. При этом он отметил, что, заботясь о комфорте жителей, было решено сделать не восемь, как изначально планировалось проектом 2012 года, а четыре строительные площадки. Таким образом, проектировщики пересмотрели трассировку тоннелей и удалось уйти от перекрытия большого участка улицы Белинского.
— И улицу Горького полностью перекрывать не будут. Две полосы останутся, при этом и метростроителей не ограничим, — добавил Андрей Левдиков.- Мы постарались выстроить график работ таким образом, чтобы лишь сузить проезжую часть, и горожанам не придется менять привычные маршруты. Это касается в первую очередь дороги от улицы Ошарской до площади Свободы, а также участков на улицах Горького и Большой Печерской. Отмечу, что все работы по временному переносу теплотрасс не отразятся на комфорте жителей.
Новые станции «Площадь Свободы» и «Сенная» планирует запустить в конце 2025-го года. Подготовка будущего котлована в районе площади Сенной идет своим чередом. Сейчас рабочие перекладывают теплосети — там уже возвели временную конструкцию для размещения труб теплоносителя на опорах.
Ведущий инженер МКУ «Центр организации дорожного движения Нижнего Новгорода» Дмитрий Мацкевич сообщил, что площадь Свободы, к сожалению, в любом случае перекроют полностью. Но с улицы Ванеева на Варварскую сделают временную полосу для общественного транспорта, а на Октябрьской и Ошарской расширят полосы движения. На информационных ресурсах Центра выкладываются все схемы движения, собираются и анализируются замечания жителей.
В целом же обо всех изменениях и путях объезда нижегородцев обещают информировать заранее — в СМИ, в социальных сетях ГУММиД и метрополитена, и непосредственно на дорогах. Здесь нижегородские специалисты намерены использовать столичный опыт, о котором рассказал московский урбанист Александр Усольцев. В частности, неплохо было бы выработать уникальный и узнаваемый графический стиль, сделать большие информационные стенды, использовать простой, понятный язык информирования, привлекать блогеров-инфлюенсеров для создания позитивного отношения к строительству. Можно, например, устроить конкурс детских рисунков, дать возможность горожанам самим поучаствовать в оформлении будущих поездов, как это делалось в Москве.
Свои предложения к следующей встрече пообещал подготовить руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минприроды Элмурод Расулмухамедов. Он также сообщил о готовности организовать экомониторинг атмосферы в городе на строительных площадках.
Заместитель председателя московского отделения Всероссийского общества охраны природы Георгий Каваносян предложил привлечь специалистов Яндекса, чтобы заранее вносить в навигатор информацию о перекрытии дорог и тротуаров еще до начала работ, чтобы жители знали о необходимости перестраивать маршрут. Такой опыт уже применяется в Москве. Центр организации дорожного движения взял эту идею в работу.
— Я «прогулялся» по сайту московской транспортной системы. В столице бывает до 1000 перекрытий в год. И у каждого такого перекрытия есть своя айдентика — прорабатываются тезисы, цвета, лозунги. Жители должны четко понимать, что они получат и с какими временными неудобствами столкнутся, — добавил блогер.
С ним согласился руководитель Центра развития транспортных систем Артем Бафанов.
— У нас есть опыт по организации движения трамваев во время ремонта рельсового полотна на улице Коминтерна. О перекрытии участков мы заблаговременно оповещали всех жителей на всех информресурсах. На период тестового режима было создано экспертное сообщество, которое ежедневно анализировало обращения жителей, — рассказал Бафанов.
Доцент кафедры ЮНЕСКО «Экологически безопасное развитие крупного региона — бассейна Волги» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Александр Иванов обратил внимание на важность отслеживания любой инженерной деятельности города в реальном времени, как это было при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Такая практика снимает многие вопросы и делает комфортным жизнь горожан. Ну а в недалекой перспективе было бы неплохо использовать как ГИС-технологии, так и BIM — масштабную информационную модель зданий и сооружений.
Руководитель проектного бюро DA Зоя Рюрикова тоже отметила важность более прозрачной коммуникации по всем проектам и необходимость привлечения жителей для обсуждения того, каким они хотят видеть свой город.
В заключение встречи блогер Александр Хорьков выразил уверенность, что новые ветки метро расширят возможности инвалидов.
— Я сам инвалид-колясочник. Уже представляю, как удобно будет сесть на Сенной и доехать до площади Горького на метро. Ведь наши тротуары не очень удобны для перемещения колясочников, даже в центре. А с новыми станциями у нас появится больше свободы перемещений.
Кстати
Проект «Метро НН — Наше. Новое» с серией круглых столов направлен на обсуждение общественностью и экспертным сообществом Нижнего Новгорода различных аспектов реализации крупномасштабных транспортных преобразований и городской среды, включая, конечно же, строительство новых станций метро. Мнение экспертов, результаты соцопросов, безусловно, помогут реализовать проект наиболее эффективным образом.
Организаторы: группа компаний «Моспроект-3», Всероссийское общество охраны природы (МГО ВООП), телеграм-канал «Метро НН — Наше. Новое», администрация Нижнего Новгорода, «Российская газета».
Напомним, что 18 ноября организаторы уже провели первый круглый стол по теме: «Исторический центр — повышение доступности и привлекательности без значительных изменений».