Впервые за 30 лет две новые станции нижегородского метро — «Площадь Свободы» и «Сенная» — будут строить одновременно. Пройдут они под основными транспортными артериями в исторической части города. Понятно, что при этом неизбежны ограничения движения частного и общественного автотранспорта.
Любые ограничения движения неизменно приводят к скоплению автомобилей. / Алексей Куденко/РИА Новости
Что можно сделать и что уже делается для того, чтобы город не застыл в пробках, чтобы горожане не были вынуждены кардинально менять свои маршрутные предпочтения, чтобы те, кто живет в непосредственной близости от строительных площадок, не сильно потеряли в уровне комфорта? Эти вопросы стали темой обсуждения для участников круглого стола «Неудобства временны — комфорт навсегда!», организованного нижегородским филиалом «Российской газеты» совместно со Всероссийским обществом охраны природы и ГК «Моспроект-3». Для обсуждения в АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» собрались эксперты, чиновники, экологи, общественники и журналисты.

Мнение экспертов, безусловно, помогут реализовать проект наиболее эффективным образом. Фото: Антон Дерябин/РГ

Генеральный директор главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде (МКУ ГУММиД) Андрей Левдиков заверил, что основные перекрытия планируются не раньше лета 2023 года и на максимально возможный короткий срок. При этом он отметил, что, заботясь о комфорте жителей, было решено сделать не восемь, как изначально планировалось проектом 2012 года, а четыре строительные площадки. Таким образом, проектировщики пересмотрели трассировку тоннелей и удалось уйти от перекрытия большого участка улицы Белинского.

— И улицу Горького полностью перекрывать не будут. Две полосы останутся, при этом и метростроителей не ограничим, — добавил Андрей Левдиков.- Мы постарались выстроить график работ таким образом, чтобы лишь сузить проезжую часть, и горожанам не придется менять привычные маршруты. Это касается в первую очередь дороги от улицы Ошарской до площади Свободы, а также участков на улицах Горького и Большой Печерской. Отмечу, что все работы по временному переносу теплотрасс не отразятся на комфорте жителей.

Генеральный директор ГУММиД Андрей Левдиков обещает, что основные перекрытия планируются не раньше лета 2023 года. Фото: Антон Дерябин/РГ

Новые станции «Площадь Свободы» и «Сенная» планирует запустить в конце 2025-го года. Подготовка будущего котлована в районе площади Сенной идет своим чередом. Сейчас рабочие перекладывают теплосети — там уже возвели временную конструкцию для размещения труб теплоносителя на опорах.

Ведущий инженер МКУ «Центр организации дорожного движения Нижнего Новгорода» Дмитрий Мацкевич сообщил, что площадь Свободы, к сожалению, в любом случае перекроют полностью. Но с улицы Ванеева на Варварскую сделают временную полосу для общественного транспорта, а на Октябрьской и Ошарской расширят полосы движения. На информационных ресурсах Центра выкладываются все схемы движения, собираются и анализируются замечания жителей.

Руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минприроды Элмурод Расулмухамедов готов организовать экомониторинг атмосферы на строительных площадках. Фото: Антон Дерябин/РГ

В целом же обо всех изменениях и путях объезда нижегородцев обещают информировать заранее — в СМИ, в социальных сетях ГУММиД и метрополитена, и непосредственно на дорогах. Здесь нижегородские специалисты намерены использовать столичный опыт, о котором рассказал московский урбанист Александр Усольцев. В частности, неплохо было бы выработать уникальный и узнаваемый графический стиль, сделать большие информационные стенды, использовать простой, понятный язык информирования, привлекать блогеров-инфлюенсеров для создания позитивного отношения к строительству. Можно, например, устроить конкурс детских рисунков, дать возможность горожанам самим поучаствовать в оформлении будущих поездов, как это делалось в Москве.

Свои предложения к следующей встрече пообещал подготовить руководитель группы экомониторинга Общественного совета Минприроды Элмурод Расулмухамедов. Он также сообщил о готовности организовать экомониторинг атмосферы в городе на строительных площадках.

Заместитель председателя московского отделения Всероссийского общества охраны природы Георгий Каваносян предложил привлечь специалистов Яндекса, чтобы заранее вносить в навигатор информацию о перекрытии дорог и тротуаров еще до начала работ, чтобы жители знали о необходимости перестраивать маршрут. Такой опыт уже применяется в Москве. Центр организации дорожного движения взял эту идею в работу.

— Я «прогулялся» по сайту московской транспортной системы. В столице бывает до 1000 перекрытий в год. И у каждого такого перекрытия есть своя айдентика — прорабатываются тезисы, цвета, лозунги. Жители должны четко понимать, что они получат и с какими временными неудобствами столкнутся, — добавил блогер.

Доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Александр Иванов: Важно отслеживать любую инженерную деятельность в реальном времени. Фото: Антон Дерябин/РГ

С ним согласился руководитель Центра развития транспортных систем Артем Бафанов.

— У нас есть опыт по организации движения трамваев во время ремонта рельсового полотна на улице Коминтерна. О перекрытии участков мы заблаговременно оповещали всех жителей на всех информресурсах. На период тестового режима было создано экспертное сообщество, которое ежедневно анализировало обращения жителей, — рассказал Бафанов.

Доцент кафедры ЮНЕСКО «Экологически безопасное развитие крупного региона — бассейна Волги» Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Александр Иванов обратил внимание на важность отслеживания любой инженерной деятельности города в реальном времени, как это было при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Такая практика снимает многие вопросы и делает комфортным жизнь горожан. Ну а в недалекой перспективе было бы неплохо использовать как ГИС-технологии, так и BIM — масштабную информационную модель зданий и сооружений.

Руководитель проектного бюро DA Зоя Рюрикова тоже отметила важность более прозрачной коммуникации по всем проектам и необходимость привлечения жителей для обсуждения того, каким они хотят видеть свой город.

В заключение встречи блогер Александр Хорьков выразил уверенность, что новые ветки метро расширят возможности инвалидов.

— Я сам инвалид-колясочник. Уже представляю, как удобно будет сесть на Сенной и доехать до площади Горького на метро. Ведь наши тротуары не очень удобны для перемещения колясочников, даже в центре. А с новыми станциями у нас появится больше свободы перемещений.

Кстати

Проект «Метро НН — Наше. Новое» с серией круглых столов направлен на обсуждение общественностью и экспертным сообществом Нижнего Новгорода различных аспектов реализации крупномасштабных транспортных преобразований и городской среды, включая, конечно же, строительство новых станций метро. Мнение экспертов, результаты соцопросов, безусловно, помогут реализовать проект наиболее эффективным образом.

Организаторы: группа компаний «Моспроект-3», Всероссийское общество охраны природы (МГО ВООП), телеграм-канал «Метро НН — Наше. Новое», администрация Нижнего Новгорода, «Российская газета».

Напомним, что 18 ноября организаторы уже провели первый круглый стол по теме: «Исторический центр — повышение доступности и привлекательности без значительных изменений».


Источник новости rg.ru