На пиратских российских платформах уже транслируют вторую за год голливудскую экранизацию сказки Карло Коллоди о плотнике и его деревянном ребенке. На этот раз — в анимационном формате. Прокатом киноленты занимается Netflix, режиссер — Гильермо дель Торо.
Продвинутым читателям детской литературы известно, что сказка итальянского писателя XIX века Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» — чтиво довольно специфическое. Рассчитана она уж точно не на самых маленьких. Пиноккио там голодает и ворует, его бьют, пытаются сожрать и сжечь, содрать с него шкуру, зарезать, повесить, пустить на дрова, он попадает в тюрьму, его сажают на цепь, превращают в осла, продают в рабство и мучают непосильной работой. За 140 лет десятки, а может, и сотни локализаторов и адаптаторов множество раз редактировали текст, чтобы превратить этот садомазохический триллер в детскую сказку. Однако знаменитый мастер ужаса Гильермо дель Торо в авторской экранизации перечеркнул все их усилия и смог сделать сюжет еще мрачнее, чем в оригинале.

[embedded content]

Он начинает со смерти ребенка. Плотник Джепетто и его десятилетний сын Карло живут душа в душу в маленькой итальянской деревушке во времена Первой мировой войны. Карло — очень хороший мальчик, лучше всех учится в школе и во всем слушается папу. А папа уже много лет вырезает для местной церкви огромное распятие. За этим благочестивым занятием его и настигает небесная кара – на церковь падает бомба. Она не повреждает деревянного Иисуса, но убивает бедного Карло.

Джепетто хоронит ребенка на высоком холме, садит у изголовья его могилы сосновую шишку и принимается заливать горе вином. Спустя много лет из шишки вырастает дерево, такое большое, что в его дупле поселяется сверчок-романист Себастьян Джей Крикет, неизменный рассказчик этой истории.

Сверчок обживается внутри сосны и намеревается писать мемуары. Но безутешный отец не дает этим планам осуществиться. За годы пьяного угара его страдания лишь усугубились, и однажды, допившись до чертиков на могиле сына, плотник срубает дерево, тащит домой и вырезает из него деревянную куклу. Вскоре в комнате Джепетто появляется фея в окружении миядзаковских лесных духов. По сложившейся традиции она сочувствует горю старого алкоголика, оживляет куклу и называет ее Пиноккио, а также приказывает сверчку Себастьяну служить для деревянного мальчика голосом разума. Недвижимость незадачливого романиста чудесным образом не пострадала – дупло сосны с квартирой сверчка внутри теперь находится на груди Пиноккио, буквально в области сердца.

Утром Джепетто ничего не помнит и с криком «Что ты такое?» бросается с топором на древовидного мутанта, который носится по его жилищу. После непродолжительной борьбы старик запирает чудовище в чулане, а сам бросается в церковь, чтобы ее святые стены защитили его от демона. Пиноккио выбирается из чулана и бежит следом. Прихожане хотят сжечь дьявольское отродье, но на его сторону неожиданно встает чиновник из местной администрации. Влиятельный фашист видит в Пиноккио большой потенциал и решает, что бессмертная деревянная кукла станет отличным орудием пропаганды для будущих солдат армии Бенито Муссолини.

Это далеко не все ужасы, которые придется перенести Пиноккио за 117 минут мультфильма. Тут не будет канонических мошенников Кота и Лисы, Поля Чудес, Страны Дураков, Острова Удовольствий. Ни Стромболи, ни Манджафоко, ни Карабаса-Барабаса. Вместо них – граф Вольпе, честолюбивый обнищавший аристократ, ставший кукловодом и шпрехшталмейстером, его злая обезьяна Спацатурро и детский военный лагерь для маленьких фашистов.

Кроме того, за каждым новым поворотом сюжета бедного Пиноккио ожидает смерть. По ходу действия он умирает множество раз, его сбивает грузовик, в него стреляют, его съедают и взрывают. Мертвые кролики относят гроб с телом Пиноккио в загробный мир и отправляют к богине Смерти. А та объясняет малышу, что поскольку он не настоящий мальчик, он не может и умереть по-настоящему, так что каждый раз после смерти он будет на некоторое время встречаться с ней и возвращаться в мир живых.

Пиноккио воскресает снова и снова. Искупает ли он при этом все человеческие грехи, непонятно, но так или иначе грешники раз за разом отправляют его в загробный мир. Так он и мечется между жизнью и смертью, пока однажды судьба и дельторовские сценаристы не ставят перед ребенком очень непростой экзистенциальный выбор. Звучит довольно неожиданно, но только не для человека, который начинал свой путь к успеху с истории о лабиринте Фавна, расположенном на территории франкистской Испании.

Чтобы немного подсластить деткам пилюлю (на российском «Кинопоиске» фильму зачем-то присвоена категория 6+), Гильермо дель Торо сделал свой мультфильм музыкальным. Смерть и фашисты, кролики-зомби и злые обезьяны, Пиноккио, Джепетто, Муссолини и сверчок Себастьян еще и поют. Французский кинокомпозитор Александр Деспла (лауреат двух премий «Оскар» за фильмы «Отель «Гранд Будапешт» и «Форма воды») написал им всем оригинальные песни. А озвучивают их (российские пираты по понятным причинам не стали перепевать песни на русском) голливудские звезды Юэн Макгрегор, Рон Перлман, Джон Туртурро, Финн Вулфхард, Кейт Бланшетт, Тильда Суинтон и Кристоф Вальц.

Впрочем, это удовольствие на любителя. А вот кукольная покадровая анимация, над которой Гильермо и его команда работали много лет, потрясает абсолютно любое воображение и на широком и не очень экране. «Пиноккио Гильермо Дель Торо» — вероятно, высшая точка развития stop-motion анимации. Параллельно на Netflix вышел получасовой документальный фильм о фильме, где очень детально описан титанический объем работы, который пришлось проделать художникам-мультипликаторам. И выглядит это в итоге очень и очень круто.

На фоне недавней академической экранизации от Земекиса анимационный фильм Дель Торо выглядит очень любопытно и с технической, и с идеологической точки зрения. Символизирующие абсолютное зло фашисты, к всеобщему сожалению, не умерли в далеком 1945-м. Пока российские военные ищут их на Украине, а украинцы, в свою очередь, в России, Гильермо дель Торо нашел их в коллодиевском «Пиноккио». Для того чтобы озвучить свою антифашистскую позицию. И продемонстрировать детям (хотя, скорее, взрослым, конечно), как деревянная кукла отказывается плясать под дудку фашистских кукловодов, противостоит военной пропаганде и готова бросить вызов Муссолини и всем его последователям.

Удачного просмотра.


Источник новости news.google.com