Рестораторы и представители праздничных агентств Челябинской области ожидают снижения спроса на проведение корпоративных мероприятий перед Новым годом в связи с напряженной внешнеполитической обстановкой и введением частичной мобилизации. Мнение участников рынка отражает и исследование «Зарплаты.ру», согласно которому около трети работодателей региона намерены отказаться от новогодних корпоративов в этом году, а почти 79% компаний — снизить траты на мероприятия для своих сотрудников. Представители event-индустрии отмечают, что клиенты стали дольше принимать решение о бронировании и чаще отказываться от проведения мероприятий.

Участники ресторанного и event-рынка Челябинской области не ожидают высокого спроса на новогодние корпоративные праздники в этом году. Они отмечают снижение востребованности мероприятий по причине напряженной внешнеполитической ситуации и объявления частичной мобилизации. Их мнение подтверждают результаты исследования сервиса «Зарплата.ру», согласно которому порядка трети (31%) компаний региона в этом году планируют отказаться от новогодних корпоративов для сотрудников. Кроме того, почти 79% работодателей региона намерены сократить расходы, в числе которых траты на корпоративные мероприятия (67%), представительские расходы (43%), рекламу (30%), индексацию зарплат (26%) и компенсацию питания сотрудников (19%). Под сокращение попадают такие статьи, как аренда офиса (18%), командировочные (13%), корпоративный транспорт (10%) и дополнительное медицинское страхование для работников (7%). По данным опроса, в следующем году 68% опрошенных работодателей региона продолжат минимизировать расходы.

Владельцы заведений общепита отмечают, что из-за политической обстановки спрос на новогодние корпоративы останется на уровне прошлого года либо снизится. «Люди не особо спешат бронировать новогодние корпоративы. Звонят, интересуются, но заявок почти не делают. На сегодня у нас составлен банкетный лист на проведение одного корпоратива. У людей сохраняются опасения, вызванные пандемией коронавируса. Думаю, что ситуация будет складываться так же, как и в прошлом году: незадолго до конца года начнут активно бронировать корпоративы. Спрос на них будет лучше, чем в прошлом году, когда действовали коронавирусные ограничения»,— считает собственник ресторана Al Capone Александр Надеин. По словам ресторатора, в лучшие годы посещаемость заведения в новогодние праздники составляла 1,2 тыс. человек, в предыдущие два года, когда действовали коронавирусные ограничения,— 400 человек. «Думаю, что в этом году новогодние корпоративы у нас посетят примерно 800 человек, с условием того, что в нашей стране не произойдет существенных событий. К слову, с момента мобилизации посещаемость снизилась незначительно, этот фактор не оказался настолько существенным, как пандемия коронавируса»,— подчеркивает господин Надеин.

Гендиректор культурно-развлекательного комплекса «Мегаполис» Александр Одольский ожидает спада спроса на новогодние корпоративы из-за кризиса, вызванного специальной военной операцией. «Крупные компании вряд ли будут бронировать корпоративы, поскольку им сейчас не до этого. Корпоративов у нас в этом году будет очень мало, либо не будет совсем. При этом новогодние мероприятия для детей будут востребованы — их без праздника оставлять не станут»,— говорит Александр Одольский. Он отмечает значительное снижение выручки заведений «Мегаполиса» по сравнению с летом этого года.

«Выручка и посещаемость заведений в целом зимой вряд ли увеличится, это связано с мобилизационной кампанией. Много людей ушли на фронт — вряд ли их близкие станут развлекаться. Думаю, что по сравнению с осенью ситуация у нас не изменится»,— комментирует господин Одольский.

Владелица ресторана Envy food & wine и баров Greenery и BorisBar Татьяна Мизюрина отмечает сезонное снижение выручки и прогнозирует улучшение ситуации в декабре. «В моих проектах выручка примерно одинаково снизилась. Но это связано не с мобилизацией, а с сезонностью ресторанного бизнеса — традиционным снижением выручки в осенний период. Из-за политических событий ресторанная отрасль в Челябинской области не пострадала, в отличие от граничащих с Украиной регионов. Ожидаем, что в предновогодний период выручка будет примерно на том же уровне, что и годом ранее. Декабрь будет хорошим месяцем для ресторанного бизнеса»,— считает Татьяна Мизюрина.

Собственница ресторана Gong и рестобара «Камчатка Sushi & Ramen» Татьяна Старовойтова отмечает, что предпосылок для позитивных изменений не наблюдается. По ее словам, посещаемость точек по сравнению с осенью прошлого года улучшилась, но не восстановилась, а ситуация в отрасли все еще остается непростой.

Ведущий праздников, шоумен Кирилл Родин отмечает осложнение ситуации в event-сфере. «Я бы сказал, что в принципе ситуация ухудшилась и праздников стало меньше. По сравнению с двумя прошлыми пандемийными годами. В целом ноябрь — это так называемое межсезонье, когда свадебные мероприятия встают на паузу в преддверии предновогодних корпоративов», — комментирует Кирилл Родин. По его словам, мероприятия в предновогодние даты бронируют не настолько активно, как в том же периоде 2019 года, но спрос наблюдается. Он добавляет, что по причине объявления мобилизации ряд заказчиков приняли решение отменить мероприятия. «У меня лично отменилось несколько праздников, связанных с выездами в другие регионы. Даже предоплату вернул, люди в шоке были возможных последствий. Проведение нескольких праздников сорвалось на этапах переговоров», — рассказывает Кирилл Родин.

По словам арт-директора праздничного агентства Zotov-event Анатолия Зотова, объявление мобилизации повлекло за собой снижение спроса на услуги event-индустрии, которые не являются для жителей первостепенными.

«Любая кризисная ситуация отражается на сфере проведения мероприятий. Поскольку в стране происходят настолько серьезные события, сегодня не до празднеств. Многие компании, действительно, отказываются от проведения корпоративов. Снижение спроса на них ощутимое — порядка 30–40% по сравнению с тем же периодом прошлого года»,— считает Анатолий Зотов. По его мнению, в предновогодний период спрос не увеличится, однако среди организаций будут востребованы заказы на проведение мероприятий для детей своих сотрудников.

Он добавляет, что для крупных event-компаний предновогодний период не является сезоном наибольшего спроса, поскольку наиболее активный сезон идет с мая по сентябрь. «Небольшие организации этой сферы, действительно, наблюдают всплеск спроса перед Новым годом. В этом году, конечно, будет наблюдаться снижение спроса»,— уточняет Анатолий Зотов. Он отмечает смещение интереса с традиционной банкетной формы проведения корпоративов на спортивные и онлайн-формы таких мероприятий.

Шоумен, теле- и радиоведущий Алексей Владимиров отмечает изменение в структуре спроса на мероприятия. По его оценке, существенно снизилось количество корпоративных праздников, незначительно — частных мероприятий, при этом сократился средний чек при проведении мероприятий.

«Публичные мероприятия, где заказчиком выступают органы власти и связанные с ними организации, продолжаются, но и там изменения налицо. Артисты и другие сотрудники event-сферы опять, как и в пандемию, вынуждены диверсифицировать усилия, расширять поле деятельности или даже полностью переключаться на другие сферы работы»,— поясняет Алексей Владимиров. По его словам, одному сотруднику зачастую приходится совмещать обязанности разных специалистов, что значительно затрудняет работу.

По словам директора event-агентства «Яркие события» Евгения Петрушина, сегодня многие компании отказываются от проведения новогодних корпоративов либо берут паузу, чтобы посмотреть, будут ли их проводить в других организациях.

«Тенденция региональных властей на отказ от мероприятий создает определенный посыл, к тому же многие крупные компании государственные. Многие компании будут принимать решение о бронировании мероприятий исходя от ситуации на фронте. Все-таки праздновать в то время, когда твои коллеги на СВО — как-то неправильно. Возможно, в этом году организации вместо мероприятий ограничатся подарками. Так, например, к нам уже поступили заказы на их изготовление»,— считает Евгений Петрушин. Он добавляет, что сегодня кафе, рестораны и базы отдыха готовят свои развлекательные программы, но они небольшие.

Владельцы заведений отмечают, что в связи с текущей обстановкой посещаемость оставляет желать лучшего. «Сейчас мы фиксируем снижение выручки в среднем на 15–20% в среднем по всем заведениям. Тяжелый год, и декабрь легче не будет, как бы грустно это не было»,— делится собственник сети ресторанов Chicago’s Руслан Абашев.

Владелец баров Hoppy Mondays, «Факультет» и рюмочной «Дом Галеева» Данил Карманаев не ожидает снижения выручки в предновогодний период, если не будут введены какие-либо ограничительные меры. «Ситуация во всех наших заведениях разная. Например, в баре “Факультет” падение выручки на 15–20%, в Hoppy Mondays выручка на том же уровне, в “Доме Галеева” — увеличение выручки относительно прошлого года. Если не будет никаких ограничительных мер, надеюсь, большего спада не будет к Новому году. Возможно, будет и временный рост»,— подчеркивает Данил Карманаев.

Ведущий праздничных мероприятий Иван Шмелев отмечает, что многие крупные госкомпании и организации, основным заказчиком которых выступает государство, начали отменять предновогодние мероприятия.

«Есть компании, которые стремятся не афишировать будущие мероприятия, ограничивают число их участников. Скажу для сравнения: если в 2019 году с 15 по 31 декабря не было свободных дат для проведения мероприятий, то в этом году пользуются спросом только 16, 17, 23 и 24 декабря, а остальными датами почти не интересуются. Причем большинство моих знакомых коллег говорят то же самое»,— поясняет Иван Шмелев. По его словам, сейчас стал популярен формат корпоративов, которые проводятся сразу для нескольких организаций — когда рестораны собирают разные небольшие компании и делают для них одну общую развлекательную программу

Заведения быстрого питания, в отличие от традиционных ресторанов, не ощущают существенного ухудшения ситуации. Как сообщал “Ъ-Южный Урал”, в августе аналитики банка «Тинькофф» зафиксировали рост числа транзакций в ресторанах быстрого питания Челябинска на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объема трат — на 23%. Средний чек в таких заведениях города за год увеличился на 9,1%, до 421 руб. При этом самыми востребованными стали заведения сети «Вкусно — и точка» — преемника ушедшего из России McDonald’s. По динамике роста спроса и трат на фастфуд Челябинск стал одним из лидеров среди крупнейших городов РФ.

Михаил Бычков


Источник новости www.kommersant.ru