Название программы «Профессионалитет» с весны нынешнего года мелькает на газетных страницах, в интернете и на телевидении. Многие слышали, но почти никто не видел, так что непонятно, миф это, раздутая пустышка или реально что-то новое в среднем профессиональном образовании страны.
В учебном цеху студенты работают на оборудовании, аналогичном тому, что установлено на «большом» производстве / Татьяна Андреева/РГ
Если коротко изложить суть, «Профессионалитет» — это интенсивное ускоренное практикоориентированное обучение профессии с учетом запросов конкретного работодателя. Участие предприятий, заинтересованных в подготовке студентов, происходит на всех этапах: при оснащении колледжа аналогично основному производству, при составлении программы обучения. Заводские мастера становятся наставниками, даже преподавателями после соответствующей подготовки. И наоборот, педагоги образовательного учреждения стажируются на реальном производстве, чтобы строить занятия исходя из запросов предприятий.

150 тысяч студентов примерно 250 колледжей по всей стране с 1 сентября приступили к обучению по новой программе. Опорных предприятий-работодателей около 200, они представляют восемь отраслей: металлургию, машиностроение, легкую промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство, атомную, химическую отрасли, фармацевтику. Представители учебных заведений и предприятий-партнеров — 71 кластера из 43 регионов — приехали на Урал обменяться опытом, хотя пока он совсем небольшой.

— Это не маленький опыт — он единственный в Российской Федерации, — возражает начальник центра развития программ и проектов Института развития профессионального образования Елена Маклина и обводит рукой собравшихся. — Они первые! Причем у каждого из колледжей получился совершенно уникальный «Профессионалитет»: все зависит от региональной специфики, особенностей работодателей. У кого-то он один и очень крупный, например, госкорпорация. А в сельскохозяйственной отрасли объединяются несколько агропредприятий, которые работают в кластере «Профессионалитета» вместе. Где-то всего две сетевые образовательные организации, а кто-то охватил своей деятельностью все образовательные организации в регионе.

В Самарской области машиностроительный кластер объединил сразу семь колледжей. Партнерами его стали все крупнейшие машиностроительные предприятия региона, но опорное, которое финансирует модернизацию материально-технической базы, одно — «ОДК-Кузнецов» Госкорпорации «Ростех».

— А у нас 17 работодателей в машиностроительном кластере, и все примерно равны по статусу, в некоторых случаях они даже конкуренты. Договориться, выработать общие программы очень сложно. И под всех 17 работодателей у нас идет «заточка» кадров. Это вариативное обучение, индивидуальные программы, — рассказывает начальник управления профессионального образования министерства образования и науки Челябинской области Ольга Статирова.

В Калининграде кластер создан на базе морского агропромышленного колледжа, входящего в состав государственного технического университета. Курирует проект Росрыболовство.

В результате обучения в каждом случае должен получиться нужный конкретному работодателю специалист, обладающий специфическими компетенциями.

— Программы обучения формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Но универсальный солдат должен стать уникальным. В рамках вариативной части ФГОС, а это 40 процентов от общего количества часов, мы внесли содержание от работодателя. Унифицированная часть осталась у всех, но сварщик, работающий с плазменной сваркой в Росатоме, или сварщик на Новолипецком меткомбинате — это разные истории. Другое оборудование, другая специфика и скорости производства. Наша задача — чтобы работодателю не пришлось дошлифовывать специалиста в своем учебном центре, — поясняет Елена Маклина.

В Свердловской области четыре кластера — три металлургических и один машиностроительный, в них объединились 13 колледжей и десяток предприятий. Но только в одно учебное заведение привезли на экскурсию гостей-коллег со всей страны. Дело в том, что деятельность Первоуральского металлургического колледжа (ПМК) считают прообразом всей программы «Профессионалитет».

— Сегодня на первый план выходит взаимодействие колледжа с работодателем, а мы работаем в такой связке уже почти 12 лет. Сложилась система серьезной дуальной подготовки, которую мы сертифицировали в Германии. Классика дуального образования — это 40 процентов теории, 60 процентов практики, а еще когда предприятие с образовательным учреждением выстраивают единую философию подготовки кадров. Студент живет с компанией по одним канонам, он уже готов прийти на это производство сразу после обучения, — рассказывает директор колледжа Ольга Антипина.

Опорное предприятие ПМК, компания CYBERSTEEL, заявляет о готовности трудоустраивать 40-50 выпускников ежегодно в течение ближайших 10 лет. В колледже уже шесть лет работает управляющий совет, который возглавляют представители предприятия. Совместно с колледжем он разрабатывает программу обучения, помогает готовить мастеров образовательного центра.

Экскурсантам показали этот центр, где студенты работают на оборудовании, аналогичном тому, что установлено на «большом» производстве. В учебном цеху есть даже горячая и холодная прокатка труб, и ребята совершают те же производственные операции, что и их взрослые коллеги в корпусе по соседству — из окна видно.

Студенты по закону не могут работать на некоторых видах опасного оборудования до наступления совершеннолетия. Поэтому в образовательном центре ПМК созданы условия для получения навыков без риска для здоровья, а самые травмоопасные операции ребята осваивают с помощью виртуальной реальности. В ней воссозданы реальные цеха, агрегаты и инструменты, и будущие стропальщики, например, надев VR-очки и перчатки, закрепляют груз, поднимают и переносят его в указанное место, точно соблюдая порядок действий.

Несмотря на схожесть системы дуальной подготовки первоуральского колледжа с идеей «Профессионалитета», первопроходцам все же пришлось несколько скорректировать свою программу, чтобы войти в кластер.

— Помимо прочего мы сократили процесс обучения на год. Это дополнительная мера ответственности, потому что качество подготовки специалистов не должно упасть, — отмечает Ольга Антипина.

В будущем году количество кластеров «Профессионалитета» в стране должно удвоиться, к проекту подключатся новые отрасли, например строительство. Организованы они будут по тем же, уже опробованным, принципам — с отраслевыми нюансами.


Источник новости rg.ru