Экономическая неопределенность не только не убила сектор малого и среднего предпринимательства, но, кажется, даже подстегнула его развитие. В большинстве регионов УрФО растет количество и активность МСП, констатируют эксперты.
Освободившиеся после ухода западных поставщиков ниши все чаще занимают малые и средние компании.
Конечно, санкции на малом бизнесе тоже сказались — и на экспортерах, и на тех, чей бизнес зависим от импорта. Весной лихорадило всех, от продавцов одежды до производственного сектора, оставшегося без запчастей. Но малый бизнес — самый гибкий сегмент экономики, он очень быстро приспосабливается к новой ситуации.

— Экспортеры находят варианты, как продолжить поставки и работать, в том числе и с «закрытыми» странами. Уход иностранных игроков вообще открыл новые возможности: предприниматели берут быка за рога и нередко даже меняют сферу деятельности. Понятно, что перепрофилировать завод довольно сложно. А в небольшом магазине нетрудно поменять ассортимент, поставщиков или превратить его в пункт выдачи маркетплейса, что бизнес сейчас и делает. К тому же государство предоставляет различные меры поддержки, и они весьма востребованны, — говорит замдиректора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) Анна Вяткина.

По ее словам, главными вызовами для малого бизнеса в этом году стали нехватка средств, проблемы с логистикой и дефицит информации. С решением последней проблемы им активно помогает СОФПП, в итоге количество подписчиков телеграм-канала фонда увеличилось в несколько раз. Темы и эксперты самые разные, от ведения бухучета до мобилизации сотрудников. Их выступления смотрят по 10 тысяч человек.

Впрочем, аудитория может быть и больше: в Свердловской области уже 198 тысяч субъектов МСП, и это не считая самозанятых. Они активно интересуются всеми видами поддержки, например, софинансированием затрат на логистику для экспортеров. Финансовая, методическая, информационная поддержка позволила малым экспортерам за 9 месяцев 2022-го заключить контрактов на 42 миллиона долларов — это уже выше прошлогоднего результата.

В других регионах УрФО тенденции в сфере малого бизнеса такие же. В Тюменской области полку предпринимателей нынче прибыло на три процента. В этой сфере занят почти каждый третий житель региона, а число рабочих мест в ней увеличилось с начала года на 8 процентов.

На те же три процента прибавилось субъектов МСП и в Челябинской области. В приоритете у южноуральцев сфера туризма, строительство быстровозводимого жилья, производство запчастей, обработка древесины, металлов. По словам директора департамента областного центра «Мой бизнес» Ирины Прониной, выдержать санкционный прессинг малому и среднему бизнесу помогла в том числе и поддержка правительства — 275 миллионов рублей. В результате появились предприятия в разных отраслях, в том числе стали развиваться новые для региона направления производства.

Активно развивается малый бизнес и в Зауралье, где в первом полугодии 2022-го количество субъектов МСП увеличилось на 1,8 процента, при этом ИП — на шесть процентов, а самозанятых — вообще на 333. Конечно, последняя цифра столь велика из-за низкой базы прошлого года, но все равно не может не радовать. Тем более что количество занятых в сфере МСП в целом увеличилось на 14 процентов. Малые предприниматели заплатили в консолидированный бюджет Курганской области два миллиарда рублей — почти на треть больше, чем годом ранее, сообщил заместитель гендиректора Инвестиционного агентства Курганской области Илья Васильев.

Интересно, что экспорт Зауралья в этом году вообще резко увеличился — по итогам января-августа на 29 процентов. Главным образом за счет поставок в страны ближнего зарубежья.

— Какой бизнес развивается после ухода зарубежных компаний? Яркий пример — завод по производству запорной арматуры, чьи задвижки заменяют импортные, — поясняет Васильев.

По его словам, самая популярная мера поддержки МСП в регионе — возмещение части затрат на уплату первого взноса по лизингу. В этом году 107 инвестиционных проектов получили помощь на общую сумму 600 миллионов рублей. В результате создано 300 рабочих мест, привлечено 1,5 миллиарда инвестиций в основной капитал.

Но, пожалуй, наиболее интересная тенденция этого года во всех регионах УрФО — рост числа самозанятых. В Свердловской области их уже более 160 тысяч. Как утверждает Анна Вяткина, этот сектор удалось вывести из тени, он активно развивается. Средний Урал использует опыт соседей-челябинцев, открыв практикумы для желающих получить новую профессию и работать на себя.

— За 1,5-2 месяца можно стать парикмахером, копирайтером, специалистом по мобильной съемке. Учим и ремесленным профессиям, например художественной ковке и литью. Среди курсантов есть даже чиновники: знаю человека, который днем работает в ведомстве, а вечером стрижет и официально платит с этого налоги, — привела неожиданный пример Вяткина.

Не оставляют без внимания самозанятых и в Тюмени, особенно популярны специальности в сфере услуг. Особый образовательный проект здесь запустили для таксистов. Их учат не только безопасному вождению, но и общению: по словам руководителя центра «Мой бизнес» Тюменской области Ильяны Багишевой, таксист может стать еще и неплохим гидом.

— В регионе немало популярных мест, например горячие источники, а услугами такси пользуются многие гости. Важно, чтобы таксисты могли не только доставить их на место, но и интересно рассказать о достопримечательностях, — считает она.

Кстати, подобные примеры совмещения профессий возможны как раз в микробизнесе. Рассказывают, что в Екатеринбурге водитель такси (это женщина) отлично печет булочки. И в поездках «королева баранки» предлагает клиентам горячую сдобу и кофе — за отдельную небольшую плату. Пассажиры тают.

Популярность нового налогового режима обусловлена еще и тем, что самозанятым не нужны особые навыки организации бизнеса, ведения учета, финансового планирования. У них даже налог начисляется автоматически. Поэтому, наверное, попытки СОФПП заняться обучением этой категории предпринимателей потерпели фиаско.

— Конечно, все зависит от цели. Если хочешь просто стричь и зарабатывать сам, финпланирование не нужно. Но, если намерен повышать уровень дохода, открыть салон красоты, например, знания необходимы, — считает Анна Вяткина.

Тюменские коллеги посыл поддерживают — они помогают самозанятым работать с электронными торговыми площадками. Недавно провели образовательный марафон для 800 человек — показали, как заходить на платформу, находить клиентов и продавать товары.

— В этом году у всех сложности со сбытом, а платформа дает возможность увеличить рынок и расширить географию продаж. Плюс работа с соцсетями, продвижение в «Яндексе». Модель потребления меняется, нужно соответствовать, — поясняет Ильяна Багишева. — В будущем сделаем акцент на акселерации. Статус самозанятого — хорошо, но надо позволить им вырасти в настоящих предпринимателей.

Прогресс все равно не позволит топтаться на одном месте, уверены специалисты. Достаточно вспомнить бурную цифровую трансформацию во время ковида, когда буквально взлетели продажи на маркетплейсах, а организации стали активно использовать облачные платформы. А поскольку малый бизнес умеет адаптироваться быстрее всех, ему и карты в руки.


Источник новости rg.ru