Изменения политической ситуации и последовавшие за этим санкции в отношении России оказали значительное негативное влияние на экспортную деятельность компаний Челябинской области. За девять месяцев внешнеторговый оборот региона снизился на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, экспорт при этом сократился на 46%. Эксперты отмечают, что падение во многом связано с металлургической отраслью, которая больше других пострадала от санкций. Южноуральские экспортеры пытаются адаптироваться, переориентируя поставки на страны СНГ. Некоторые компании полностью перешли на внутренний рынок.

По данным Челябинской таможни, в январе–сентябре 2022 года внешнеторговый оборот Челябинской области в весом выражении составил 6,9 млн т, а в денежном превысил $5,1 млрд. В сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года это на 36% меньше: в январе–сентябре оборот был $8,1 млрд. В весовом выражении оборот сократился в 2,2 раза. Экспорт в общем объеме в этом году составляет 57% или $2,95 млрд, что на 46% или $5,5 млрд меньше, чем в январе–сентябре 2021 года. Импорт снизился на 13% и составил $2,24 млрд.

По данным таможенных органов, основными партнерами Челябинской области во внешней торговле в этом году стали Казахстан с долей 27% от общего товарооборота, Китай — 20%, Узбекистан — 15% и Турция — 6%. Год назад Казахстан также был на первом месте. За ним следовали Турция (11,5%), Китай (9,7%), Узбекистан (6,1%) и Египет (5,6%).

Изменение политической и экономической ситуации, последовавшие после начала специальной военной операции РФ на Украине, существенно скорректировали прогнозы и ожидания правительства Челябинской области по экспортной деятельности компаний региона в этом году. Так, в прогнозе социально-экономического развития области на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов рост экспорта должен был составить 6,2% ежегодно в условиях его географической и отраслевой диверсификации, а также поддержки экспортеров по нацпроекту «Международная кооперация и экспорт». В 2021 году поставки из Челябинской области в другие страны выросли почти на 76% к 2020 году в денежном выражении и достигли в $7,3 млрд. Из них $4,5 млрд, или 60% — это экспорт в страны дальнего зарубежья. В целом внешнеторговый оборот региона увеличился на 64%. По итогам 2021 года Челябинская область заняла 13-е место среди субъектов РФ по объемам экспорта, поднявшись на пять позиций и увеличив долю в общероссийском экспорте с 1,2% до 1,6%, а также седьмое место по несырьевому неэнергетическому экспорту.

В министерстве экономического развития Челябинской области сообщили, что в 2021 году количество компаний-экспортеров в регионе превышало 2,2 тыс., сколько их в этом году, пока считать некорректно. «В целом регион работает со 122 странами мира. Мы поддерживаем отношения с нашими традиционными партнерами: Казахстаном, Узбекистаном, Китаем, а также открываем новые горизонты: развиваем сотрудничество с африканскими странами и странами Ближнего Востока. В текущих экономических условиях и в связи с введением против России экономических санкций международными организациями и западными странами предприятия-экспортеры испытывают проблемы с логистикой, с платежами. Для их решения действуют как федеральные, так и региональные штабы, где проблемы разбираются индивидуально»,— прокомментировали в ведомстве.

В июле этого года вопрос падения экспорта, прежде всего у металлургов, поднимал губернатор Челябинской области Алексей Текслер на координационной сессии главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова и торговых представителей России, а также на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Экономика и финансы». Глава региона связывал снижение экспорта, прежде всего с курсом доллара, который «не позволяет эффективно работать на международных рынках». «В нынешних условиях поставки за рубеж, прежде всего у металлургов, серьезно упали. Сейчас это вопрос доходов и налоговых поступлений. Важно не допустить, чтобы он перешел в плоскость занятости»,— комментировал тогда губернатор. Он выступал за отмену акциза на жидкую сталь, однако федеральное правительство посчитало, что это нецелесообразно, освободив от уплаты лишь несколько машиностроительных предприятий.

Экспортеры Челябинской области предпочитают не обсуждать существующие проблемы. Большинство предприятий и компаний заявили, что не хотели бы комментировать эту тему, либо проигнорировали запросы редакции.

В Союзе промышленников и предпринимателей Челябинской области прокомментировали коротко: «Все, что могли, переориентировали на внутренний рынок. Кардинально поменяли сбытовые цепочки. Некоторые компании на 100% стали работать только на Россию». Отказавшиеся от поставок на внешние рынки предприятия не назвали.

Эксперты связывают падение экспорта в Челябинской области, прежде всего, с металлургической отраслью. «Основную долю в товарной структуре экспорта области составляют черные и цветные металлы. Это 80%. Металлургическое производство демонстрирует поступательное снижение в текущем году и, по прогнозам региона, по итогам года спад производства составит 7,1% к уровню 2021 года. Давление в 2022 году на металлургическое производство оказывают такие факторы как: рост цен на металлы, комплектующие и запчасти, трудности в реализации продукции на внешних рынках и другие. По итогам 2022 года Челябинская область, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, ожидает снижение экспорта товаров на $1,5 млрд или 20,8% к уровню 2021 года. Снижение экспорта прогнозируется как в страны дальнего зарубежья, так и государства-участники СНГ, на $1,2 млрд и $0,3 млрд соответственно, что связано с ожидаемым снижением цен на металлопродукцию и нарушением логистических цепочек»,— говорит младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. По ее словам, внешний спрос на товары российского экспорта может дополнительно снизиться на фоне глобальной рецессии. Эксперт не исключает возможного роста экспорта в Челябинской области в следующем году, «вследствие работы всех участников этого процесса по выстраиванию новых логистических цепочек, расширением рынков сбыта, поиском новых партнеров».

Самый крупный налогоплательщик Челябинской области — ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» оказался фактически отрезанным от западных рынков в результате введенных США и Евросоюзом санкций. Согласно операционным результатам деятельности компании за девять месяцев, экспорт стали составил 1,32 тыс. т, что на 44,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи на внутреннем рынке и в странах СНГ выросли на 1,3%, до 6,69 тыс. т. В общем объеме продаж ММК доля экспорта составляет 20%.

Аналитики BCS Global Markets (BCS GM) считают, что экспорт стали и железной руды является убыточным почти у всех российских металлургических компаний. Только НЛМК показывает положительную интегрированную рентабельность по экспорту за счет продолжающихся поставок стальных полуфабрикатов на европейский рынок. Помимо санкций, по мнению аналитиков, на рентабельности экспорта стали и сырья негативно сказывается укрепление рубля и рост транспортных издержек. По оценкам BCS GM, для безубыточности в сегменте экспорта стали в Китай курс рубля должен быть на 37% слабее, чем сейчас (85 руб. за доллар), а в сегменте железной руды — на 16% (72 руб. за доллар).

Помимо крупных экспортеров в Челябинской области последние годы зарубежные рынки активно осваивал малый и средний бизнес. Председатель Российского экспортного клуба «Опоры России», вице-председатель челябинского регионального отделения организации, основатель группы компаний G2R (агентство продвижения экспорта) Рушан Гиниятов рассказал, что малые предприятия адаптируются к новым условиям, переориентируясь на страны ближнего зарубежья. «В страны дальнего зарубежья надо вкладывать больше инвестиций, времени. Если говорить о малом и среднем бизнесе, который производит продукт с высокой добавленной стоимостью, то в связи с последними событиями предприниматели стараются вкладывать в ближние страны, такие как Казахстан, Белоруссия, Армения. Монголия хорошо идет. Мы наблюдаем сейчас такое перераспределение с дальнего на ближнее зарубежье»,— говорит эксперт. При этом по его словам, есть новые направления, такие как Таиланд и Южная Африка, однако не все готовы рискнуть финансами и временем для освоения этих рынков. Востребованными направлениями также являются страны Азии, прежде всего Китай. По словам Рушана Гиниятова, в ближайшие годы доля экспорта туда, а также в арабские страны будет планомерно увеличиваться.

Эксперт также отмечает проблему курса доллара для экспортеров. «Курс сильно изменился не в лучшую сторону. Когда короткий период доллар стоил 120 руб. было видно, как зарубежная аудитория начала все скупать: айтишную продукцию, товары с высоко добавленной стоимостью. Сейчас он снизился до 60 руб., и уже не так много компаний интересных для внешнего рынка потому что есть, где купить дешевле. Я думаю, этот вопрос со временем урегулируется. Нужен баланс между импортом и экспортом, курс, при котором большинству компаний выгодно и экспортировать и импортировать»,— говорит господин Гиниятов. По его мнению, для экспортеров выгодно, чтобы курс доллара был на уровне 70–80 руб.

Одной из основных проблем для развития экспорта в сфере малого и среднего предпринимательства эксперт называет недостаток финансирования. «Сегодня у предпринимателей доступ к деньгам ограничен. Большинство из них закредитованы, свободных средств нет, кредиты дорогие. Все, что связано с новыми направлениями, несет большие риски. Без господдержки и субсидий не обойтись. На мой взгляд, оптимальным инструментом могли бы стать гранты для малого бизнеса, выдаваемые на федеральном или региональном уровне»,— говорит Рушан Гиниятов.

В минэкономразвития региона отмечают, что для помощи экспортерам Челябинской области функционирует Центр поддержки экспорта. За 2021 год 257 предпринимателей получили там 1,2 тыс. За третий квартал этого года центр оказал услуги 341 предприятию, в том числе 45 субъектов малого и среднего бизнеса заключили экспортные контракты на общую сумму $38,7 млн.

«С этого года ведем работу по открытию за счет регионального бюджета собственных представительств в формате шоу-рума. В августе открыли шоу-рум в Узбекистане, где представили 17 компаний. В шоу-руме не просто выставлена продукция, а проводятся презентации, B2B встречи. Планируем эту практику расширить на страны, определенные нашей стратегией как наиболее перспективные. Это Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Азербайджан, Китай, ЮАР, а также Иран. Еще один перспективный механизм, который мы сейчас внедряем — открытие взаимных межрегиональных торговых домов. Сейчас в работе открытие в Челябинске торгового дома иранской провинции Гилян и нашего торгового дома в городе Решт»,— сообщили в минэкономразвития региона.

Также в ведомстве отмечают, что с сентября появился комплекс новых услуг, которые были определены исходя из опроса бизнеса в рамках мер по стабилизации региональной экономики после введения санкций. В него вошли: финансирование участия на зарубежных тендерных площадках, консультации по валютному аудиту, финансирование сертификата происхождения СТ-1 (необходим для продукции, отправляемой в страны СНГ) и другие. Наибольшей популярностью сейчас пользуются услуги по содействию в маркетинговом продвижении товаров за рубежом. В дальнейшем планируется проанализировать востребованность услуг, конверсию и на следующий год оставить наиболее популярные.

Юлия Гарипова


Источник новости www.kommersant.ru